Павел Кухмиров (haile_rastafari) wrote,
Павел Кухмиров
haile_rastafari

Categories:

Джон Локк: Ложный герой либерализма

Если ты хочешь понять какое-то явление — пойми его исток. Расхожая и, на первый взгляд, вполне очевидная истина. Но, тем не менее, вполне соответствующая действительности. Применимо это правило может быть ко всему: и к чему-то малому, значимому лишь в какой-то несущественной мере, и к чему-то большому. Например, к идеологическому направлению, которое, по сути, подчинило себе весь мир. Которое уже несколько столетий безжалостно ломает устоявшееся и внедряет новое: то, что соответствует понятию о благе, разумеется, с точки зрения этой идеологии. Я говорю о либерализме. Восхождение которого продолжается уже пять веков — с самого начала эпохи Модерна.

Сейчас, когда, казалось бы, влиятельность его достигла пика, рост либерализма замедлился. Само это явление начало встречать всё большее сопротивление и на бытовом уровне, и в интеллектуальных кругах. И это неплохой повод попытаться понять, что же на самом деле либерализм из себя представляет. И это тем более необходимо, если учитывать тот факт, что к истокам начали обращаться в том числе и сами либералы. Которые более пристально начали присматриваться к основателям своего направления мысли. Его героям. Одним из которых, вне всякого сомнения, является британский философ Джон Локк.

В какой же мере соответствовал «либеральному идеалу» сам основатель либерализма?

Манускрипт

В библиотеке небольшого американского колледжа недавно был обнаружен затерянный текст одного из выдающихся английских философов, о существовании которого в академических кругах ранее никто даже не подозревал. Его название звучит весьма неожиданно, хоть и вполне актуально для того времени: «Причины для того, чтобы терпеть папистов наравне с другими». Эта работа философа раннего просвещения Джона Локка была обнаружена в архивах Колледжа Св. Иоанна в Аннаполисе, штат Мэриленд, независимым ученым Дж.Си. Уолмсли. Находка, о которой было объявлено не так давно, была встречена с волнением как философами, так и историками. Помимо всего прочего, она имеет ещё и высокую академическую ценность, так как позволяет пролить свет на политические дебаты того времени. Которые, как это ни парадоксально, сегодня имеют такое же значение, как и 400 лет назад.



Автор обнаруженного текста, Джон Локк, без преувеличения занимает центральное место в современной политической философии из-за его основополагающей роли в создании либерализма. Его «Два трактата о правлении» оказали большое и, во многом, определяющее влияние на развитие либеральной демократии. «Послание о веротерпимости», написанное в 1686 и опубликованное в 1689 году, является ключевым текстом в зарождении и развитии идей свободы слова и религиозной терпимости в том виде, в каком они просуществовали всё это время. Чтобы понимать их значимость, достаточно сказать, что обе работы сформировали мышление Томаса Джефферсона и других лидеров американской революции, став, к примеру, идейной базой их приверженности отделению церкви от государства — решения, положившего начало очень многим процессам в мировом масштабе.

Надлежащая забота правительства, утверждал Локк в тексте, касающемся веротерпимости - это защита жизни, свободы, здоровья и собственности граждан. Но государство не должно заботиться о религиозных убеждениях человека или путях спасения его души. И эта идея в общественном и правовом строительстве стала одной из основных на века вперёд. Вот только у самого Локка с этим, как выяснилось, всё было не так очевидно.

Терпимость не для всех

Послания Локка, написанные в то время, когда Европу раздирали религиозные распри и когда нетерпимость и преследования по конфессиональным основаниям были нормой, были мощным аргументом в пользу того, что впоследствии назвали свободой совести. Однако, как выясняется, это было весьма узкое представление о свободе. Целью Локка было распространение проповедуемой им свободы вероисповедания на нонконформистские протестантские конгрегации. Но ни католики, ни атеисты, по его мнению, не заслуживали терпимости: первые - потому, что они присягали на верность «иностранному князю» (папе), вторые - потому, что их взгляды «противоречили сохранению гражданского общества».

И именно в понимании этого заключается значение вновь обнаруженного документа. Написанное примерно за 20 лет до «Послания о веротерпимости», само его название ставит под сомнение большую часть того, что составляет классическое представление о Локке и его наследии. Так что же говорится в этом вновь обретённом источнике?

В одном из своих классических текстов он пишет: «Если папистов можно считать такими же хорошими подданными, как и других, то их можно и терпеть одинаково». Это привело многих ученых к мнению, что Локк был «гораздо более терпимым в некоторых отношениях, чем большинство его современников».

Но теперь это кажется сомнительным. Новая рукопись показывает, что Локк знал о распространении аргументов в пользу религиозной свободы на католиков, но категорически их отвергал. С его точки зрения, католики не были «такими же хорошими подданными, как другие», потому что их вероучения «угрожали обществу» в том виде, какой представлялся Локку правильным. И по этой причине они должны были быть искоренены.

Эта слепота к смыслу терпимости не была свойственна только одному Локку. Вопрос о том, что и кого следует терпеть, был чреват для либеральной мысли серьёзными проблемами на протяжении четырех столетий. Сегодня антикатолический дискурс в той форме, что была приведена Локком, в значительной степени исчез. Но сейчас уже другие конфессии (к примеру, мусульмане и, отчасти, даже православные) столкнулись с той же аргументацией, которая когда–то применялась по отношению к католикам: дескать у них есть «двойная лояльность» и что их убеждения угрожают обществу. Либеральному, а, значит, «идеальному».

И сегодня в обществах «победившего либерализма» вопрос о терпимости так же спорен, как и во времена Локка. От подстрекательства к разжиганию ненависти, от фальшивых новостей до прямых оскорблений — это арсенал одних лишь информационных методов, применяемых к тем, кого либералы считают недостойными «либеральной терпимости». Используя при этом аргументы о «благе общества», которые часто так же пусты, как у Локка.

Истинный герой

Мыслителем просвещения, который первым обозначил, казалось бы, подлинно либеральное отношение к веротерпимости, был не Локк, а еврейский философ из Нидерландов Барух Спиноза, творчество которого слишком мало известно в англоязычном мире. Почему же случилось так, что «иконой» либерализма стал не он, а философ, который, при ближайшем рассмотрении, совершенно не соответствует его идеалам?Является ли это следствием некой исторической ошибки?

И является ли сам Джон Локк для либерализма «ложным героем»?

Это непростой и очень субъективный вопрос. Джон Локк, как обозначил это либеральный историк Джонатан Израэль в серии монументальных книг, был ключевой фигурой «основного» просвещения, в то время как Спиноза был путеводной звездой его «радикального» крыла. По мнению Израэля, основной мейнстрим этого движения был ограничен в своей способности критиковать фундаментальные общественные законы своей интеллектуальной и социальной робостью. Радикальное же Просвещение было гораздо менее склонно идти на компромисс со своими убеждениями о терпимости, демократии и равенстве. Это различие особенно заметно в вопросе о свободе выражения мнений. «Чем меньше свободы суждения предоставляется людям, - говорил Спиноза - тем дальше они удаляются от самого естественного состояния и, следовательно, тем более репрессивен режим».
«Участие государства, - настаивал он - должно быть ограничено действиями людей, а не их мыслями; при этом каждому должно быть позволено думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает». Это взгляды, которые кажутся поразительными даже сегодня. Казалось бы, истинным героев для либералов должен являться Спиноза. Но им, тем не менее, является Локк.

С моей точки зрения это глубоко не случайно. Равно, как и то, что причиной подобного расхождения взглядов основателя либерализма с неким «либеральным идеалом» является что угодно, но только не «интеллектуальная и социальная робость». Правда в том, что можно сколько угодно говорить об «идеале», но либерализму уже четыре века и он уже вполне сформировался именно таким, каким его себе представлял Локк.

Именно Локк, а не Спиноза.

Он сформировался двуличным и терпимым лишь к тому, что вписывается в его собственный либеральный проект. Ко всему же остальному современные либералы столь же агрессивны и нетерпимы, каким когда-то был и сам Джон Локк. И в этом нет ничего удивительного. Таковы все мировые проекты. Вот только осознание этого для самого либерализма, как явления, крайне опасно, так как лишает его исключительности. Некоего морального превосходства над другими. Ибо о каком таком превосходстве может идти речь, если у либералов всё так же, как у всех? Только чуть более лицемерно. И чуть менее честно. А ведь именно это исключительность давала либералам даже в их собственных глазах моральное право решать, что достойно терпимости, а что её не достойно. Примерно так, как это некогда делал Джон Локк.

А теперь вопрос: что останется от либерализма, если такая исключительность исчезнет?

(с) Павел Кухмиров.


Текст на сайте газеты "Завтра": http://zavtra.ru/blogs/dzhon_lokk_lozhnij_geroj_liberalizma








Канал автора в Telegram: http://t.me/RastaPavel
Блог автора на "КОНТе" - https://el-pablo.cont.ws/
Группа "В контакте"   -   http://vk.com/russkoe_gosudarstvo
Группа на "facebook"  -   http://www.facebook.com/groups/RussRevo/
Инстаграм  - https://instagram.com/shakespeare1976/


Tags: Европа, аналитика, идеология, история, либерализм, либерасты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments