Павел Кухмиров (haile_rastafari) wrote,
Павел Кухмиров
haile_rastafari

Categories:

ВАЛЕРИЙ КОРОВИН: СЛОВО О РУССКОМ КАВКАЗЕ

Было бы наивно полагать, что процессы, запущенные в нашей стране в конце 1980-х годов куда-то исчезли или даже просто остановились. Очевидно, что тот кризис продолжается до сих пор, и для того, чтобы положить ему конец, его как минимум необходимо осмыслить. При этом желательно сделать подобное осмысление максимально полным. В противном случае перспективы нашей страны не только в её нынешнем виде, но и в принципе, могут быть весьма сомнительными.



Начинать подобное переосмысление надо с самого болезненного вопроса. А никакой вопрос не проявил себя более разрушительно, как вопрос «национальный». И нигде на территории нынешней РФ это не проявляется столь наглядно, как на Кавказе. Ключом к стабильности которого являлось и является только одно: русский фактор. Именно об этом и написал свою довольно фундаментальную книгу «Кавказ без русских: удар с Юга» политолог и консервативный мыслитель Валерий Коровин.

Подошёл к теме он очень обстоятельно. В книге подробно изложена история вопроса: приход русских на нынешний Кавказ (да и в Закавказье тоже), с чем он был связан и что принёс региону. Рассмотрено и показано, насколько глубоко и положительно это сказалось на всех сторонах жизни региона и населяющих его этносов. От гуманитарной сферы: прорыв из средневековья, невообразимый рост уровня культуры, образования и медицины, связанное с этим падение уровня детской смертности и общий рост населения. До политической сферы: прекращение многовековой войны всех против всех, которая шла там практически в режиме нон-стопа. Это была самая настоящая Русская Миссия на Кавказе. Только благодаря которой, в частности, там вообще сохранилась христианская культура (в тех же Грузии, Армении и Осетии). И всё это имеет отчётливые перспективы просто исчезнуть с уходом русских. В первую очередь это касается Северного Кавказа. Который остался в составе РФ, но сейчас государство Российское продолжает стоять на грани его потери. Чего вряд ли удастся избежать при сохранении нынешнего статус-кво и нынешних процессов, которые никуда не делись с 1980-х -1990-х.

Валерий Коровин очень внимательно изучает и анализирует процесс русского исхода с Кавказа, развернувшегося в последнее десятилетие ХХ века. Как принятый по политическим мотивам т.н. «Закон о реабилитации репрессированных народов» очень быстро привёл к полной утрате контроля над ситуацией и параду суверенитетов, повлекшему за собой первую волну исхода. Как следствие, в регионе резко начала ухудшаться экономическая ситуация, что спровоцировало следующую волну отъезда наиболее квалифицированных специалистов. Начала стагнировать и культурная ситуация, повлекшая отъезд наиболее образованной части населения. Те и другие по совпадению оказались русскими. Ну, а дальше начались уже систематические притеснения по этническому признаку. В разных субъектах это было по-разному. Где-то на уровне выживания из экономической жизни, а где-то и в форме откровенной резни и геноцида. Но в итоге результат оказался именно таким, каким оказался – Русский Кавказ по факту перестал быть русским.

Только счастья это не принесло никому, в том числе и самим кавказским этносам, о чём автор тоже пишет довольно подробно. Прежде всего, это сказалось на экономическом развитии Кавказа – отъезд квалифицированных специалистов и просто наиболее образованной прослойки населения привёл к остановке целых сегментов местного народного хозяйства. Причём, следом за русскими уехали и кадры из местных, которым там стало просто нечего делать – исчезла профессиональная среда. Далее последовали результаты в культурной сфере – регион начал медленно погружаться в состояние культурного упадка.

В гуманитарной сфере – упал уровень образования и уровень здравоохранения. А потом и в политической сфере тоже. Моментально расцвела клановость – если ранее русские были некой силой, находящейся над схваткой, которая уравновешивала всех остальных и не давала расцвести кавказскому этно-племенному кумовству самим фактом своего присутствия, то теперь этот сдерживающий фактор исчез, и внутренняя политическая жизнь региона оказалась в состоянии хаоса. Ситуация больше не уравновешивается изнутри, что ведёт к мощнейшим социальным проблемам и в любой момент может обернуться любыми последствиями.

Если же говорить об интересах государства Российского на данной территории, то здесь вывод однозначен, как геометрическая аксиома: если Кавказ без русских, то Россия без Кавказа. Соответственно и проблема их оттока должна быть для данного государства приоритетной. А поскольку она является комплексной, то и решение у неё может быть только комплексным и многофакторным, о чём автор так же пишет.

Прежде всего, им предлагается целевой экономический подход – финансирование адресных проектов со строгой прямой отчётностью, предназначенных для инфраструктурного восстановления и включающих в себя завоз русских специалистов и русского населения для их реализации. Далее политические меры – суровое и принципиальное подавление любой пропаганды русофобии и сепаратизма. В любой форме и на любом уровне. Истории со сносами памятников и снятием портретов Суворова должны просто перестать быть возможными в принципе. На аппаратно-бюрократическом уровне. Ну, и далее культурные меры. Здесь автор считает вполне реальным сделать ставку на интеллигенцию, в том числе и этническую, которая получает образование в России. Должна происходить культурная интеграция или, как минимум, культурное общение, как залог здорового сосуществования.

По мнению Валерия Коровина, у развития ситуации на Кавказе есть три сценария, и настоящая драма будет заключаться в выборе между ними.

Сценарий первый – это сохранение нынешнего статус-кво. В котором стабильность в по факту стремительно деиндустриализующемся регионе может поддерживаться только постоянными вливаниями всё новых и новых порций финансирования из федерального центра, которые на деле спонсируют только местную коррупцию. Это самый затратный и бесполезный путь, который рано или поздно закончится обрушением и потерей Кавказа, что сразу отбросит Россию во времена Петра I (и это ещё в лучшем случае).

Второй сценарий, это реиндустриализация. Которая может осуществляться только по одному принципу: инвестиции вместе с русскими. Нет одного – нет и другого. Причём, нет по техническим причинам – без русского населения и русского фактора, как элемента равновесия, любые инвестиции по факту будут всё тем же финансированием коррупции и клановости (чем является федеральное финансирование сейчас). А значит просто не будут иметь смысла. Третий сценарий – окончательная естественная деиндустриализация, возвращение к традиционному обществу, к наследию предков и аграрным формам существования и воспроизводства традиционных этносов в гармонии с Богом и природой. Что достигается через деполитизацию и отказ от принудительной индустриализации и урбанизации, разрушающих традиционный уклад.

Что будет хорошо для самого Кавказа и его народов – вопрос философский. Для России же каждый из этих сценариев будет связан либо с потерями, либо с мобилизацией усилий и экстраординарными мерами.

В последних главах автор рассуждает о путях выхода из сложившегося положения, и их он видит в коренном преобразовании нынешней кавказской реальности (да, в общем, и не только её). Прежде всего, необходимо свести на нет т.н. «национально-территориальное деление», которое автор именует «казусом» - тем, что в итоге не принесёт ничего хорошего никому. По мнению Валерия Коровина, предотвратить катастрофу Кавказа можно только прекратив политизацию этносов. А для её устранения необходимо развести государственные и этнические вопросы в разные стороны.

Точно так же поступить с понятиями этноса и гражданского общества. Как вариант чисто политического решения в данном ключе он рассматривает возможное объединение всех кавказских национальных республик в единый макрорегион – некий «Кавказский край». Что необходимо сделать в сочетании с возвращением русских. Разумеется, речь не идёт о нарушении этнического многообразия – каждый этнос должен иметь возможность собственного сохранения, воспроизводства и развития. Но уже без политизации данного процесса. По сути, автор предлагает прийти к неким неоимперским формам взаимоотношений, как наиболее оптимальным, гарантирующим мир и развитие всем этносам. Включая русский.

Особо отмечу следующее: ценность данной книги в том, что одной из целей автора является установление правильной терминологии – всё должно быть корректно названо своими именами и только после этого можно вести дальнейший разговор. Трудно с этим не согласиться: как минимум надо понимать, что такое «этнос», чем он отличается от «народа» и от «нации». Равно как и то, чем общество «гражданское» отличается от «глобального». Терминология – это всегда важно. И любой продуктивный разговор возможен лишь в том случае, когда выработан общий язык этого разговора.

В целом о книге можно сказать следующее: редко можно встретить столь спокойное и обстоятельное рассмотрение и обсуждение настолько болезненного и табуированного в публичном поле вопроса. Тем более, что без этого обсуждения не обойтись в любом случае. Ведь если мы хотим сохранить свою страну – прежде всего мы должны понимать, как именно.

(с) Павел Кухмиров.

https://katehon.com/ru/news/valeriy-korovin-slovo-o-russkom-kavkaze









Канал автора в Telegram: http://t.me/RastaPavel
Блог автора на "КОНТе" - https://el-pablo.cont.ws/
Группа "В контакте"   -   http://vk.com/russkoe_gosudarstvo
Группа на "facebook"  -   http://www.facebook.com/groups/RussRevo/
Инстаграм  - https://instagram.com/shakespeare1976/


Tags: Россия, геополитика, идеология, кавказ, национальный вопрос, патриотизм, политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СИНДРОМ ИДРАКА

    Иногда занимательно бывает наблюдать, как некоторые пытаются наконец отрефлексировать то, о чём им до этого пытались говорить годами, а то и…

  • БОЛЬШОЕ ОБНУЛЕНИЕ: небытие или исторический шанс

    Есть много причин, по которым происходят беды человеческие. И одна из них — иллюзии. Те, которые люди сами очень любят питать. Главная из этих…

  • ДВЕ ДОРОГИ В АД

    В последнее время я всё чаще задумываюсь над известным утверждением о том, что дорога в ад вымощена благими намерениями. С одной стороны, может оно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Journal

  • СИНДРОМ ИДРАКА

    Иногда занимательно бывает наблюдать, как некоторые пытаются наконец отрефлексировать то, о чём им до этого пытались говорить годами, а то и…

  • БОЛЬШОЕ ОБНУЛЕНИЕ: небытие или исторический шанс

    Есть много причин, по которым происходят беды человеческие. И одна из них — иллюзии. Те, которые люди сами очень любят питать. Главная из этих…

  • ДВЕ ДОРОГИ В АД

    В последнее время я всё чаще задумываюсь над известным утверждением о том, что дорога в ад вымощена благими намерениями. С одной стороны, может оно и…