Павел Кухмиров (haile_rastafari) wrote,
Павел Кухмиров
haile_rastafari

Category:

КИСЛОРОД. Просто дыши.

 

«...Какой я Бог?! Я знаю облик свой.

Я червь слепой, я пасынок природы,

Который пыль глотает пред собой

И гибнет под стопою пешехода.» (с).

/Иоган Вольфганг Гёте,«Фауст»/

 

 

«Всё в этом мире происходит от безумной любви и жажды воздуха» (с).

/ х/ф «Кислород» /

 

 

 

Здравствуйте, коллеги. В дневном эфире звучит кинематографический обзор из солнечного города Ростоff.

На этих выходных посетил я наконец кино. Что в связи с крайней затраханностью первого полугодия стало для меня уже практически экзотикой. И знаете: совершенно об этом не пожалел. Звучит банально, но тем не менее это так. Хотя, предупреждаю сразу: то, что я буду рецензировать сейчас — это мягко говоря «кино не для всех». Как минимум потому, что найти его в кинотеатрах было примерно так же просто, как разминировать «линию Манергейма». Интернет утверждал, что фильм вообще не идёт, а кассирши в самом кинотеатре устремляли на нас очи удивлённых олигофренов. Пришлось прорываться. Итак:


КИСЛОРОД»

Страна: Россия Год: 2009

Режиссер: Иван Вырыпаев

Сценарий: Иван Вырыпаев

В ролях: Каролина Грушка, Алексей Филимонов и др.

Продолжительность: 75 мин.

 

Мне уже очень давно хотелось посмотреть что-нибудь, способное подействовать на мой мозг. Но не на спинной, а на головной. И вот мне это удалось. Однако к делу.

Если честно, то этот фильм того типа, к описанию которого подступиться трудно, как к парапету моста, когда ты первый раз прыгаешь с «тарзанки». Прежде всего потому, что «Кислород» — это не просто фильм, который можно обозначить как некую совокупность игры актёров, режиссуры и сюжета. Это фильм-ощущение. Фильм-эмоция. Фильм-притча.




Его сюжет можно условно разделить на два слоя разной глубины залегания. Первый — обычная сценарная канва. Жил да был простой серпуховской бандитос Санёк. Ничем так особенно не выделялся на фоне общей серости, царящей вокруг (и не только в его родных орясинах). Был стандартно женат, имел стандартных друзей-гопников и всё у него было ровно. Пока не повстречал он девушку Александру. В результате чего Саньку своротило башню и он довольно зло убил свою законную, но абсолютно не любимую подругу жизни лопатой, а подоспевшие друзья помогли ему сокрыть следы злодеяния на двухметровой глубине того же огорода, где оное злодеяние и свершилось. В свою очередь девушка Александра уходит от московского навороченного мужа к простому серпуховскому бандитосу Саньку и переезжает к нему в его исконно-посконный Серпухов, где они и живут в любви и сэксе до того момента, пока смерть не разлучает их. Что, надо сказать, наступает довольно скоро. Вот только я так и не понял от чего именно. То ли от передозировки чего-то расширяющего сознание и пропорционально укорачивающего срок жизни, то ли от ментовских пуль, причём, где бы вы думали? В комнате смеха.
 



Смахивает на бред и отстой. Но вопрос не в сценарии. Вопрос в форме его подачи. Второй слой фильма (видимо, он же и главный) — это то, что за весь фильм главные герои не произносят ни единого слова. В этом фильме вообще мало говорят не под музыку.

Потому, что фильм снят в формате большого видеоклипа. Очень красивого и яркого. Прежде чем писать обзор я пролистал рецензии в сети. Замечу, что равнодушным это кино никого не оставило: его либо лошат, причём реально с пеной у рта, либо хвалят, причём с теми же самыми проявлениями вируса бешенства. Так вот основным доводом первых является то, что режиссёр Иван Вырыпаев (некогда бывший сценаристом «Эйфории» и второго «Бумера») в своём 75-минутном клипе использовал очень известные кинематографические приёмы, взятые от Квентина Тарантино, Фрэнка Копполы, Оливера Стоуна, и прочих достойных падонков. На что могу ответить: ну и хренли с этого? Важен не источник вдохновения, а его реализация. В конце концов и Тарантино, и Коппола, и Стоун тоже когда-то что-то у кого-то крали.




Так вот, как я уже сказал, главные герои в фильме не говорят. За них это делают другие. Весь фильм даже не поют, а общаются друг с другом и сами с собой двое «ведущих». Кто они? Это каждый решит для себя сам. Для себя я обозначил их диалог, как беседу ангела и демона. Причём они совершенно не спорят друг с другом и не ведут бой за человеческую душу. Они просто размышляют о ней под музыку. И в этих размышлениях нет ни чёрного, ни белого, а только оттенки серого. Опять же, они совершенно друг с другом не сражаются. Они чем-то напоминают подвыпивших менеджеров «Пепси» и «Кока-Колы», которые после тяжёлой рабочей недели столкнулись в баре в пятницу вечером и завязали беседу за жизнь. И ангел какой-то не особо хороший (а просто она устала), и демон совершенно не смахивает на воплощение зла (просто он уже давно ничему не удивляется). Ангела играет польская девочка с соответствующим акцентом и от того он получился уж больно римско-католическим. Правда совершенно без всякого налёта «европейского либерализма» и «общечеловеческих ценностей». За что лично от меня респект и актрисе, и режиссёру. А вот демон наш. Родной. Стопроцентный русский демон периода сумерек богов. Весёлый, циничный, одинаково спокойно размышляющий и о любви, и о расчленении жены лопатой. Воплощение нашего времени, в которое все мало-мальски думающие и чувствующие люди слегка наркоманы, слегка психопаты и очень, очень, очень сильно циники.




И вот по ходу этих мыслей вслух перед зрителем разворачивается ДЕЙСТВО. Фантасмагория, вгоняющая в транс на десятой минуте просмотра, когда реально у тебя расслабляются лицевые мышцы и отвисает нижняя челюсть. И ты чувствуешь не просто эмоции главных героев. Ты ощущаешь их дыхание и сердцебиение в каждый момент отрезка их жизни, попавшего на экран. А с этого экрана тебе всего лишь навсего говорят правду. Но делают это так, что у тебя волосы встают дыбом и ты реально начинаешь многое понимать. Из того, на что раньше не обращал или не хотел обращать внимание. Ты сам становишься персонажем этого фильма, совершенно этого не замечая и осознавая сей факт только через пару часов после финальных титров, когда, набухавшись от переизбытка эмоций, смотришь в стену ближайшего клуба.

Этот фильм уже успел получить премию за лучшую режиссуру и лучший саундтрек. По поводу саундтрека ничего не могу сказать. Мне лично он понравился. Правда не из-за того, что се есмь что-то выдающееся, а потому, что очень гармонирует и сочетается с текстом и видеорядом. Но лично я бы отдельно отметил текст. Да, коллеги, я был очень впечатлён. Фактически это процентов на 70-80 Нагорная Проповедь и прочие тексты Евангелия. Прямая речь Иисуса Христа, переаранжированная на современный лад и снабжённая современными же комментариями. И это превращает фильм в одну большую молитву Богу о человеке. Ядерную смесь христианского глагола и суфийского способа его подачи. И этот коктейль взрывает мозг и заставляет смотреть не отрываясь и даже не моргая.

Да фильм просто пропитан очень тонким символизмом. И христианским и мистическим. Вот пример: в одной из психоделических сцен герои бегут по Луне. Видят дверь, открывают её, а за дверью стоит волк и молча на них смотрит. Очень внимательно смотрит. Готов поручиться, что у этого волка не морда, а лицо, имеющее выражение. И я не знаю, сколько ещё людей в зале поняло, что это ни разу не волк, а Лунный Зверь. Древний дохристианский символ вечности и мудрости. Причём показан он был так, что замерли абсолютно все: и те, кто понял, и те, кто не понял.




Могу сказать, что когда фильм закончился я оставил в зале непочатую бутылку пива. Я про неё просто забыл, коллеги.

Что можно сказать по итогам просмотра? Нас пошло пятеро. И двое потом словили жесточайший депрес. А хрена ли? Фильм реально задел за живое. Причём за ту его часть, которую большинство из нас пытается заживо похоронить в себе, как в склепе. А оно берёт и не хоронится. Лично за собой я заметил, что начал изъясняться терминами из кино. Просто потому, что некоторые вещи стало легче формулировать: если раньше для этого требовалось две-три строчки, то теперь одно-два слова.

Этот фильм взрывает мозг. Разумеется тому, у кого он есть.

 

ЗЫ: К вопросу об эпиграфе. Я со школы не мог понять, почему старик Гёте написал такую пронзительную фразу. Теперь понимаю. А просто ему не хватало кислорода и он задыхался. А человек, лишённый кислорода, не более, чем слепой червь, который жрёт пыль и даже не замечает того, что он умер.
 

Удачного вам дня, камрады. И побольше кислорода как в этой жизни, так и в последующей.

17.08.2009



Subscribe

  • Почему Украина

    11.10.2021, понедельник. Заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова обосновала решение Украины получить статус наблюдателя в…

  • ЕЩЁ ОДНА ВОЙНА: КУДА ИДУТ ЯЗЫКОВЫЕ ПАТРУЛИ

    Ну, вот и закончились выборы. И многие темы, которые активно форсировались правящим сообществом РФ перед ними, как-то незаметно перестают звучать и в…

  • УГРОЗА ГОЛУБАЯ И РОЗОВАЯ

    Есть темы, которые имеют налёт несерьёзности по причине своей серьёзности. Как бы парадоксально это ни звучало. Происходит это из-за того, что данные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments